Глубокие и чистые низкие ноты – мечта любого, кто увлекается вокалом. Если научиться брать их, можно существенно расширить свой репертуар. Но стоит начать тренировать их, и вы поймете, что это не так-то просто! Итак, почему не у всех получается петь низко и как разработать голос, чтобы низкие ноты получались звучными и красивыми?
От самых высоких к самым низким
Для начала поговорим о ключевом понятии в развитии голоса – о диапазоне. Диапазон голоса – это «вокальный капитал» певца. Чем шире диапазон, тем более широкий репертуар вам доступен. Чем диапазон уже, тем избирательнее придется подходить к выбору материала для исполнения. Диапазон обычно определяется так: вокалист распевается вместе с пианино, стараясь пропевать все ноты от До (вверх и вниз). Те ноты, которые получается взять без ощущения дискомфорта, — будут верхней и нижней границами диапазона.
Как формируется вокальный диапазон? У каждого из нас он задан с рождения. Одни люди рождаются с более низким голосом, другие – с более высоким. Мужские голоса в подавляющем большинстве случаев ниже женских. Более низкий диапазон свойственен темнокожим певцам (послушайте, например, песни Рэя Чарльза, чтобы убедиться в этом). Большинство преподавателей по вокалу работают с имеющимся «материалом» – то есть предлагают ученикам репертуар в том диапазоне, который тем доступен. Но на самом деле любой «вокальный капитал» можно приумножить: существуют упражнения для развития голоса вверх и вниз, которые при регулярных занятиях обязательно помогут вам красиво петь низким голосом или поражать слушателей высокими нотами.
Резонаторы – что за зверь такой?
Прежде, чем переходить к упражнениям, вспомним о том, как формируется голос – и в особенности низкие ноты.
Все наше тело – система резонаторов, и чем полнее мы их используем, тем шире диапазон. Для того чтобы хорошо брать низкие ноты, нужно тренироваться использовать диафрагму при пении. Она – ваш главный инструмент. Обязательно найдите упражнения для тренировки пения диафрагмой и используйте их при распевке.
Еще в формировании низких частот голоса участвует нижняя челюсть. Чем сильнее она выдвинута вперед, тем ниже тон. Попробуйте при распевке следить за ее положением (максимально выдвигать вниз и вперед, пропевая отдельные слоги: такие, как «хэй!», «хай!» и другие).
Помните, что при пении важно держать осанку (ровная прямая спина, расслабленные шея и плечи). На низких нотах не опускайте голову вниз, а на высоких – не тянитесь кверху: это мешает воздуху правильно проходить через все полости тела.
Чтобы хорошо контролировать положение челюсти и груди, а также осанку, распевайтесь перед зеркалом.
Важность распевки
Мы уже несколько раз упомянули о распевке. Это потому, что она очень важна при расширении диапазона и при занятиях вокалом вообще. Лучше всего подобрать упражнения для распевки индивидуально, со своим педагогом, но можно взять распевку из видеоуроков – остановившись на той, которая покажется самой комфортной. Новичку стоит уделять распевке не менее 10-15 минут перед каждым занятием. Она так же важна для вокалиста, как разогрев перед тренировкой – для спортсмена: пренебрегая распевкой, вы рискуете повредить связки и на время остаться «без голоса».
Если ваша задача – расширить диапазон, то постарайтесь в распевке только «касаться» тех высоких и низких нот, которые пока не комфортны – например, на стаккато, т.е. пропевайте их коротко, «остро». Также попробуйте подобрать песни, в которых есть ноты чуть-чуть выше или ниже вашего диапазона, чтобы время от времени тренировать их. Не старайтесь сразу брать высокую планку: пол-октавы вполне достаточно. Тренируйте эти ноты каждый день, и результат не заставит себя ждать.
Не надо так!
Ошибка, которую делают многие начинающие вокалисты, когда пытаются петь низко – утрирование. Распеваясь вниз, они пытаются «усугубить» свой голос и словно «придавить» его, открывая вниз нёбо и опуская адамово яблоко. Из-за этого голос начинает звучать карикатурно, искаженно.
Помните о том, что голос при пении низких нот остается в одной позиции – в той же, в которой вы пели до этого. Поначалу при попытке взять ноту ниже тем же голосом вы будете получать довольно странный «скрипящий» звук, но постепенно, тренируясь, вы сможете сделать его чище и использовать в своем репертуаре. Если вы занимаетесь без педагога, записывайте свое пение – так вы можете проследить, стали ли ваши низкие ноты более чистыми.
Помните: изменение диапазона, как вверх, так и вниз – такой же постепенный и медленный процесс, как растягивание связок или накачивание мышц у спортсмена. Не ждите мгновенного результата, но обязательно отмечайте свои небольшие «победы», чтобы мотивировать себя заниматься дальше. Несмотря на то, что работать над диапазоном нужно долго, итоговый результат стоит потраченных сил!
Автор: Юлия Клочкова