Интересные вокальные распевки (+видео)

Вокальные распевки — это комплекс упражнений для подготовки голосовых связок к дальнейшей нагрузке, своего рода разминка, похожая на ту, что выполняют спортсмены. Это необходимый элемент, проводимый в начале каждого занятия по вокалу как для тех, кто занимается с преподавателем, так и тех, кто учится петь самостоятельно.

Регулярные распевки улучшают работу голосового аппарата и расширяют диапазон голоса. «Разогретые» эластичные мышцы более растяжимы и меньше пропускают воздух.

При распевании не стоит заниматься в каком-то одном темпе. Быстрое исполнение упражнений улучшает дикцию, произношение и разрабатывает нижнюю челюсть. Медленное позволяет лучше «проработать» каждый звук — как, например, упражнения с плавным движением мелодии, охватывающие небольшой промежуток звуков (3-5).

Из-за своей важности, распевка проводится достаточно часто, поэтому может надоесть. Но чтобы заниматься с пользой и улыбкой, я подобрала наиболее интересные из упражнений.

Одним из них является «Пылесос». Техника выполнения довольно проста: звук между «в» и «ф» медленно раскачивается между двумя комфортными нотами. Чтобы избежать резких прыжков, необходимо при помощи диафрагмы поддерживать постоянный поток воздуха. Похожее упражнение — «Моторная лодка». Выполняется со звуками, похожими на работающий мотор, например «р».

Также в качестве вокальной распевки можно использовать песенку-дразнилку «Андрей-воробей», по слогам исполняемую на одной ноте.

Для придания голосу большей гибкости подойдет упражнение «Крашу карниз». Для его выполнения необходимо произносить фразу «Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз, вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз», при этом «вверх-вниз» — глиссандо в соответствующем направлении. [Глисса́ндо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. (Источник: Википедия)]

Мажорное трезвучие хоть и выглядит скучным, но тоже является неплохой распевкой для вокалистов, особенно, если положить на его звуки фразу «Апельсин и лимон».

Качество и, соответственно, результат распевки зависят от внешних условий, поэтому в ходе упражнений рекомендуется пить воду в перерывах, следить за температурой и уровнем влаги в помещении. Естественно, необходимо следить за правильным дыханием, осанкой и техникой звукоизвлечения. Как ни странно, хорошо разогреть голос помогают несложные физические упражнения, например наклоны или приседания.

Одним из самых известных примеров влияния распевки на последующую вокальную карьеру музыканта является история о Каффарелли. Никола Порпора, один из наиболее знаменитых педагогов вокала XVIII века, однажды спросил молодого певца, готов ли он во всем повиноваться своему учителю. Юноша, естественно, согласился. Тогда маэстро дал ему листок с упражнениями, которые ученику необходимо было пропевать в течение продолжительного периода времени. К концу четвертого года занятий Порпора добавил упражнения на развитие артикуляции, произношения и декламации.

Когда рассерженный Каффарелли возмутился, что не получил никакого образования, Порпора ответил, что юноше больше нечему учиться, и он — один из величайших певцов Италии и мира. Так и оказалось: Каффарелли стал известен и даже работал во Франции по личному приглашению Людовика XV.

Завершу статью необычным видео — это сумасшедшая авторская распевка рок-певца. Когда оператор спрашивает у него, что (что?!) тот делает, исполнитель отвечает, что он тренирует предстоящий сценический «рык» :). (Важно: не пытайтесь повторить — по крайней мере. не пытайтесь без подготовки!)

Автор: Анастасия Зенина-Зеленская