Музыку можно не только петь и слушать, ее можно рисовать! Недавно я наткнулась на статью о юной художнице, которая рисует музыку. Девочку называют синестетиком — она умеет слышать формы и «переводить» на язык красок язык музыки, сопоставлять с виртуозной (по мнению критиков из мира музыки и мира изобразительного искусства) точностью оттенки цвета с оттенками звука.
На собственном сайте Мелисса МакКракен рассказывает о себе так: «Я рисую музыку. До 15 лет я думала, что все вокруг постоянно видят цвета. Цвета в книгах, в математических формулах, на концертах. Но когда я наконец спросила брата, какого цвета буква C (кстати, канареечно-желтого), то поняла, что мой мозг устроен иначе, чем у других, — не совсем «нормально». Собственно, настройки моего мозга — нелинейные. Я испытываю «неправильные» сенсорные ощущения под воздействием определенных внешних стимулов. Каждая буква и цифра для меня окрашена в определенный цвет, дни недели и месяцы циркулируют вокруг моего тела так, словно у них есть выделенное место в пространстве. Но самое удивительное в этом «недуге» — это способность видеть музыку, которую я слышу. Она течет смесью оттенков, текстур и движения, перемещается, словно живая. Синестезия не отвлекает и не дезориентирует. Она добавляет уникальную красочность миру, в котором я живу».
Вот, например, как Мелисса видит песню Джона Леннона Imagine…
…или песню группы Radiohead Lucky…
…но больше всего меня поразило, как точно художница передала эмоцию, которая возникает, когда слушаешь одну из моих любимых песен — At Last Этты Джеймс. Убедитесь сами :).
Вот картина :).
Другие работы Мелиссы МакКракен мы можете посмотреть на ее сайте.
Ну, положим, не все мы синестетики (да и не все хотели бы ими быть). Не все одарены способностью красиво передавать на бумаге или холсте любые переживания, не только музыкальные. Но оказывается, психологи считают, что рисовать музыку полезно. Да-да, именно рисовать! В некоторых художественных и музыкальных школах даже проводят специальные занятия с детьми, на которых «рисуют» различные музыкальные произведения, а еще — звуки природы. Этот метод называется «музыкальная графика«, его начали практиковать в 20-х года прошлого века.
Зачем это? Затем, чтобы
— научиться определять характер музыки, ее настроение,
— улучшать музыкальную память и распознавать в дальнейшем мелодии и музыкальные отрывки,
— знакомиться с творчеством композиторов,
— учиться формулировать и воплощать свои эмоциональные переживания,
— развивать воображение, стимулировать творческую активность,
— наконец, чтобы научиться слушать, слышать и понимать музыку.
Методом заинтересовались психологи и сделали следующий вывод: это отличный метод психодиагностики! Рисунок любого музыкального произведения отражает его форму, содержание и звучание, но преломлен через собственное «я» нарисовавшего его человека. Если беседа или анкетирование могут дать искаженную картинку о человеке (ведь он осознанно вносит корректировки в собственную «подачу»), то на «музыкальном» рисунке «себя» не спрячешь.
В общем, если хотите глубже и эмоциональнее ощущать музыку, а заодно узнать о себе что-то новое, попробуйте рисовать! С чего советуют начать? С Чайковского, Вивальди, Моцарта, но если классика вас не увлекает — рисуйте популярные песни или джаз. Интересный опыт вы получите, если будете рисовать музыку наугад: наберите в поисковике «музыка для рисования» и получите много музыкальных (в основном, инструментальных) подборок, которые не оставляют равнодушными. Удачи!
Автор: Алена Войс