18-19 века стали своеобразным переломным моментом в истории музыки: инструментальное исполнение начали соединять с вокалом. Нововведение постепенно набирало популярность, и уже к 20 столетию появилось огромное количество разнообразных жанров: кантата, рок, джаз, камерная музыка… Каждый из жанров и стилей имеет свои особенности, одной из которых является вокал. Так как мы живем в современном мире, я подробнее расскажу о своеобразии вокала современных исполнителей.
Начать хочу с фронтмена рок-группы Muse. Вот уже 21 год Мэттью Беллами покоряет сердца людей по всему миру свои уникальным голосом. Его отличительная черта — фальцет (верхний регистр певческого голоса, применяющийся для особой окраски звука). В одном из интервью певец упомянул, что причина – в необычно маленьком размере голосовых связок. Отечественные исследователи в области пения объясняют оригинальность вокала не столько природными данными, сколько техническими приемами — дыханием, напряжением разных групп мышц, изменением положения гортани. Но в чем бы ни была причина, исполнение Мэттью ни с чем не спутать.
Концентрированная меланхолия песен Radiohead как нельзя точно передается исполнительской манерой солиста Тома Йорка. Помимо неповторимого тембра, его выделяют способность достигать и вытягивать высокие ноты, частое применение фальцета (вышеупомянутый Мэттью говорил, что творчество Radiоhead оказало непосредственное влияние на его собственную музыку) и вибрато (периодические изменения высоты, громкости или тембра звука за счет пульсации воздушного давления). Сам Том в одной из бесед с журналистами говорил, что недоволен своим вокалом и голосом, считал его слишком «сладким». Впрочем, для слушателей вокал Тома уникален и как нельзя лучше сочетается с общей картиной песен: он вписывается в ритмическую структуру треков и функционирует как часть ее комплексного механизма. То, что Том исполняет при помощи голоса, идеально подошло бы в качестве партии для второй бас-гитары. Говоря об уникальном вокале, нельзя не сказать о Фрэнке Синатре, который славится своим «бархатным» голосом и романтической манерой исполнения. Его стиль пения стал образцом крунинга. Он сочетает в себе традиции блюза, гавайской музыки, бродвейской музыки и бельканто. Характерные особенности — это непринужденное звукоизвлечение, повествовательная подача материала, присказки, имитация разговора в паузах между куплетами, свинговые фразировки (ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается). Но и российская сцена богата талантливыми и оригинальными исполнителями. Например, Михаэль Драу (урожденный Михаил Сергеев), солист Otto Dix. Он обладатель очень редкого для мужчины голоса — контратенора. Из-за того, что это соответствует женскому контральто или меццо-сопрано, вокал Михаэля звучит бесполо. Однако в одном из альбомов он использует такой прием как горловое пение на запертом звуке, за счет чего извлекаемые звуки звучат гораздо ниже его обыкновенного диапазона (поэтому распространено мнение, что вокал в этих композициях принадлежит другому члену группы). К сожалению, эта техника обеспечивает относительно небольшую громкость звучания. По этой причине песни из данного альбома не исполняются вживую. Зачастую необычные способы исполнения голосовых мелодий известны среди малых народов, но на большой сцене являются оригинальными новинками, вносящими свою изюминку в общую музыкальную картину. Одним из этнических приемов пользуется Сергей Калугин, вокалист Оргии Праведников. В своих песнях он применяет такую манеру как йодль. Это особая манера исполнения звуков без слов с быстрым чередованием грудных и фальцетных звуков. Считается, что данный вид пения пришел от альпийских пастухов и лучшее место для исполнения — там, где есть эхо (и не важно, в горах это или между офисными зданиями). Тем, кто любит советские мультфильмы, хорошо знаком удивительный, ангельский голос Клары Румяновой, озвучившей более 300 персонажей. Поразительно, но в детстве у Клары был очень низкий голос, почти бас. Будучи студенткой, она очень сильно простыла, чуть не умерла от воспаления легких и, пролежав в больнице больше месяца, потеряла голос. Ее обучение было под угрозой. Обеспокоенный преподаватель срочно отвез девушку к фониатру, который лишь развел руками: в связи с редким строением связок, невозможно было предсказать, каким будет голос после такой болезни. Полностью восстановившись, Клара неожиданно заговорила очень высоким голосом, впоследствии ставшим известным и узнаваемым миллионами людей по всей стране.
Автор: Анастасия Зенина-Зеленская