Основы обучения музыке

igraet_na_fortepiano_-150x150-4087892В этом учебном году мы отдали старшего сына в музыкальную школу. Его судьба была предрешена еще до рождения (как, впрочем, и судьба второго): великим музыкантом может он не быть, но музицировать обязан. Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте — традиция нашей семьи, и передается из поколения в поколение.

Итак, сын успешно прошел прослушивание, был зачислен — и нас, родителей, сразу же собрали на родительское собрание. Я прежде не бывала на собраниях в музыкальных школах, так что пошла с любопытством и энтузиазмом — почти как в кино. Я не была разочарована: директор нашей «музыкалки» выступала прекрасно — говорила развернуто, образно, доброжелательно, сыпала интересными примерами и результатами исследований.

Выслушав ее, я подумала, что многое из сказанного будет полезно не только будущим музыкантам и ученикам музыкальных школ, но и певцам-любителям. Доказать?

Особенно это актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста — их ум еще гибкий, легко адаптируется и быстро развивается. В частности, в процессе обучения активно растет и пополняется нейронными связями правое (творческое) полушарие мозга. Но человек так устроен, что не может развиваться половинками, так что симметрично импульс к развитию получает и левое (логическое) полушарие. Неудивительно, что многие великие композиторы были отличными математиками, химиками или физиками…

Вывод: Даже если вы уже не дошкольник, учиться петь будет полезно. Пение не только поднимет настроение, но и поможет лучше справляться с рациональными рабочими задачами.

2) Обучение музыке — это труд

Каждый помнит, что в школе некоторые предметы давались ему «с лета» — не нужно было кряхтеть над домашним заданием или раз за разом перечитывать учебник, пытаясь понять (материал) и простить (собственное тугодумие). В музыке тоже есть такие моменты и аспекты: кому-то легко дается сольфеджио, кто-то прекрасно запоминает композиторов и их творения во время уроков музыкальной грамоты, кто-то легко играет сложные пассажи на инструменте. Но в общем и целом, в комплексе, учеба — это труд. Даже к тех направлениях, которые кажутся простыми и/или легко даются, находятся темы-моменты-аспекты-нюансы, которые требуют усердия и терпения. Директор музыкальной школы предупредила нас, что от детей учеба потребует усилий, что нагрузку нужно будет учитывать и уважать, что дети будут нуждаться в поддержке и дисциплине (но об этом дальше).

Вывод: Хотите научиться петь — трудитесь. Не сдавайтесь, если столкнетесь с трудными нотами (низкими или высокими), если будет не хватать дыхания или четкости дикции. И даже от процесса, от усилий и труда, получайте удовольствие!

3) Обучение музыке — это дисциплина

Наверстывать сложнее, чем успевать. Любой пропуск-прогул или вариант «забил-прокатит» отразится и на дальнейшем процессе, и на конечном результате. Детям придется заниматься сначала с регулярными интервалами, затем регулярно каждый день — вне зависимости от настроения, количества других занятий и задания, и даже от самочувствия… Родителям же придется следить за расписанием и иногда настаивать-заставлять. Даже самый увлеченный музыкой ребенок время от времени готов отступиться, опустить руки — придется до последнего не позволять ему сдаться.

Вывод: Пойте регулярно! Если решили распеваться каждый день, расширяя диапазон, не пропускайте выходные.

4) Обучение музыке требует поддержки близких

Перечитайте два предыдущих пункта: сколько там поддержки и усилий со стороны родителей! Во многих смыслах окончание музыкальной школы, владение инструментом — заслуга родителей, которые были рядом.

Вывод: Предупредите близких о ваших намерениях, пусть приготовятся морально к прослушиванию странных распевок и песен в дУше. Заручитесь пониманием!

5) Обучение музыке — это практика

Невозможно научиться игре на инструменте без инструмента! Если в первое время можно учиться в гостях или в музыкальной школе (приходя дополнительно и занимая свободный инструмент), то в дальнейшем инструмент нужен дома. И чем больше, чем чаще на нем играют, тем лучше его осваивают.

Вывод: Чаще пойте на публике — для певца это лучшая практика «в поле».

Автор: А.Войс

PS: Много советов, упражнений, секретов красивого вокала и удачного выступления — в моей бесплатной книге «Как научиться хорошо петь в караоке за 14 шагов»!