Благородный, звучный, сильный голос нужен не только для пения. Если вы проводите презентацию нового проекта, делаете доклад на конференции, предлагаете свои идеи на совещании у руководства компании, даже возмущаетесь, стоя в очереди, — в любом случае качество голоса отразится на результате. К сожалению, не всем такой голос дан от природы, но можно ли с этим что-то поделать? Кто может подсказать, как поставить голос?
Воспользуемся опытом французского преподавателя пения, коуча по вокалу, арт-терапевта и писателя Филиппа-Николя Мело. Вот уже более 15 лет он направляет и поддерживает дикторов и певцов, всех тех, кто хочет раскрыть потенциал своего природного голоса. Мело разработал уникальные, но, главное, очень простые упражнения для развития голоса.
Кроме того, стоит обратить внимание на опыт дикторов радио и телевидения. Для них голос — рабочий инструмент. Его бережно шлифуют, доводят голос до совершенства. Для них разработаны десятки простых и сложных упражнений. Возможно, они лучше всех знают, как поставить голос.
Для подготовки к упражнениям, воспользуемся советом коуча по вокалу Филиппа-Николя Мело. Встаем прямо, лучше даже выполнять это упражнение без обуви. Дышим животом: надуваем живот на вдохе, втягиваем — на выдохе. Начинаем немного покачиваться, переносить центр тяжести с носка на пятку и обратно. Затем усложняем, повторяем те же действия с закрытыми глазами. Здесь важно расслабиться, сконцентрироваться на ощущениях стоп.
Далее упражнение для дикторов. Очищаем дыхательные пути. Даже если у вас легкий насморк, то после этого упражнения он ненадолго отступит. Сильно, глубоко, шумно вдыхаем носом до рези в переносице. Медленно выдыхаем ртом. Постепенно ускоряем вдох. Быстро и мощно вдыхаем, медленно выдыхаем. Повторить 30 раз. И не забываем, что дышать следует, как описано выше.
Переходим к губам. Смыкаем губы и мычим. Если на губах ощущается щекотка, значит, упражнение выполняется правильно. Мычать следует полторы минуты.
Теперь, наконец-то, можно начать говорить. Филипп-Николя Мело считает, что улучшить звучание собственного голоса проще всего, если будете понимать, как именно его слышат окружающие. Громко, играя со звуком, произносите разные слова и предложения, считайте, пойте перед микрофоном в течение 5–10 минут. Если под рукой нет микрофона, сложите левую руку «ракушкой», приложите к уху, а правая рука станет микрофоном, ее нужно поднести ко рту.
И еще один совет французского преподавателя музыки. Кладем руки на солнечное сплетение и, стараясь, чтобы звуки исходили именно из области живота, читаем любимое стихотворение Владимира Маяковского. При этом сердимся, вспоминаем что-то, что в последнее время вас вывело из себя, выпускаем гнев, широко открывая рот и четко произнося согласные.
А следующее упражнение можно выполнять и по-русски, и по-французски. Основная нагрузка идет на лицевые мышцы и диафрагму, освобождая горло. Если придется много и долго говорить, это упражнение подготовит связки к такому испытанию. По-французски упражнение выполняется так: 30 повторов «кьюу-икс». На «кьюу» округляем и вытягиваем губы, а «икс» произносим с широкой улыбкой. А на русский язык это упражнение переводится, как скороговорка «глину мнули, мнули, мнули, утомились и уснули». Следим за артикуляцией, точно так же округляем и вытягиваем губы на «у» и, самое главное, улыбаемся на «и». Повторяем 5 раз.
Можно попробовать и другие скороговорки. Но не забываем, что механическое, монотонное зазубривание скороговорок не принесет пользы. Важно научиться играть со смыслом произносимой фразы в зависимости от интонации. Не стоит пытаться сразу начать произносить скороговорки быстро. Первым делом произносите их медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.
И напоследок, еще одно упражнение для развития голоса от Филиппа-Николя Мело. В течение 10 минут громко читаем сначала только гласные в предложении, потом только согласные. Например, «Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Произносим сначала нараспев: «е-и-э-о-о-и-о-е-а-а-а-и-е-я-о-о-е-я-о-е-о-у-а», — а затем отрывисто: «г-н-й-т-д-н-п-р-ц-н-т-т-л-н-т-д-в-н-с-т-д-в-т-п-р-ц-н-т-в-т-р-д».
Автор: Арина Соль