С кем не бывало, что, послушав запись после караоке-бара, будучи в полной уверенности, что спели звучно, красиво, глубоко, — разочаровывались в собственном голосе и надолго переставали петь в общественных местах? Почему так происходит? Из-за чего раздражает собственный голос?
Попробуем разобраться. И начнём не с пения, а с простой аудиозаписи речи. Можно начитать на диктофон несколько предложений … стоп-стоп-стоп! Не всякий сможет просто так наболтать на диктофон бессмыслицу, не смущаясь глупости затеи или не пугаясь звучания собственного голоса в тишине, — спокойным, уверенным тоном, без ужимок. А все потому, что результат уже известен: запись не понравится. Откуда такая уверенность: так уже много раз каждый из нас слышал свой голос в записи! На видео со школьного выпускного, со свадьбы лучшей подруги или новогоднего корпоратива. Кажется, что все идет прекрасно: все радуются, празднуют, поздравляют друг друга со сцены, — пока говорят другие люди. Но невыносимо смотреть на собственный тост или прощальную речь. Почти всем людям собственный голос в записи кажется неестественным, гнусавым, тощим, тусклым, грубым, неуверенным; почти всех людей запись голоса раздражает.
Можно углубиться в анатомию и акустику, разобрать человеческие уши и горло «по полочкам», обозначить каждую часть строгим длинным латинским термином. Затем определить, где зарождается звук, как распространяется, как попадает в ухо, как слуховой нерв преобразует этот звук в сигнал мозгу. И напоследок, понять, добавляет ли что-нибудь мозг «от себя», облагораживая звучание, или нет. Это сложно.
Можно поступить иначе. При прослушивании записи постараться не сгорать от стыда, потому что раздражает собственный голос, а прислушаться к голосам других людей. Других людей в записи мы слышим так же, как по телефону, с легким едва уловимым металлическим отзвуком. Значит, и окружающие слышат нас практически также. И причина раздражения кроется не в ужасном гнусавом, грубом, плаксивом, тусклом (нужное подчеркнуть) голосе, а в том, что человек привык к другому звучанию в своей голове. Да, для окружающих нас людей наш голос звучит так, как в записи, как бы это ни было обидно или как бы ни хотелось говорить голосом известного артиста. И остается только принять этот факт, смириться, привыкнуть.
Конечно, голос можно слегка «доработать», поставить, но этот процесс сродни огранке. Алмазный самородок станет бриллиантом, а кусок яшмы не станет. Однако можно и яшму красиво обработать, показать всю красоту камня. Можно придать благородное звучание любому голосу, но, в целом, без помощи пластического хирурга тембр останется прежним.
Допустим, удалось привыкнуть к собственному голосу или в конце концов привыкнуть к тому, что голос раздражает. Начинаем петь. И снова неприятность. Кажется, что голос тонкий, слабый и на фоне сопровождающих инструментов его просто не слышно. Можно ли с этим что-либо сделать? Оказывается, можно. Есть три маленьких секрета, помогающих людям лучше петь.
Во-первых, люди иногда буквально воспринимают фразы, услышанные в детстве о том, что кричать нельзя. Громко кричать невежливо, некрасиво, не уместно в большинстве ситуаций, но на самом деле громко кричать можно. Каждый это может. Нужно только встать прямо и расправить плечи, глубоко вдохнуть и громко прокричать: «ААА!». Просто не следует запрещать себе иметь сильный звучный голос. По-гештальтовски разрешите себе громко петь.
Во-вторых, нужно поработать над правильным дыханием. Когда говорят, что нужно дышать полной грудью, знайте: это не тот случай. Так делают спортсмены-марафонцы: на вдохе надувают живот, а на выдохе — втягивают. Не всем такой способ дыхания покажется привычным, но его легко освоить. Кроме того, вдыхать следует быстро и носом, выдыхать, разумеется, ртом и медленно.
В-третьих, если удивленно поднять брови, то звук получается глубже. Это не магия, просто вместе с бровями люди обычно особым образом выгибают нёбо, что и делает звук более глубоким.
Недостаточно просто прочитать об этих секретах. Требуется тренировка, нужно выработать привычку дышать животом и поднимать брови. Для улучшения качества пения нужно тратить время и силы. Однако, и это еще не все. Прекрасный голос — еще не гарантия успеха. Каким бы сильным и звучным он не был, если не попадать в ноты и сбиваться с ритма, хорошего пения не выйдет.
Автор: Арина Соль