Существует множество различных тембров, интонаций, мелодий и звуков, и чтобы достичь необходимые вам, нужно использовать не только свой природный талант, но и некоторые техники пения. В этот раз я расскажу вам немного о фальцете, который является переходной стадией между вашим речевым регистром и свистковым.
Что же такое фальцет? Обращаясь к словарям и справочникам, мы можем найти определения вида «Высокий мужской (или женский) голос». Именно такое определение, именно с «(или женский)» в скобках, потому что в различных видах пения (например, камерный или оперный) используется фальцет именно для преображения мужского голоса, но обо всем по порядку.
В эстрадном вокале фальцет встретишь не часто, так как при написании популярных песен композиторы обычно ориентируются на речевой регистр певца. Поэтому эстрадный вокал не представляет для исполнителя особой сложности.
Но что такое фальцет и зачем он нужен тогда? На практике данная техника вокала используется в том случае, если по сюжету героя мужчину нужно выдать за женщину, то есть в том случае, когда он ее изображает. Такие приемы используются обычно в жанрах оперном и камерном. Примеры использования фальцета можно наблюдать в опере Верди «Фальстаф» (имитация голоса Алисы Форд) и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (имитация голоса Розины).
Помимо этого, фальцет используется в партиях, рассчитанных на контр теноров и мужских альтов. В целом, фальцет применяется только для особой окраски звуков.
Что такое фальцет в физиологическом смысле? Если говорить научным языком, то фальцет – это когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани. Говоря проще – это утоньшение голосовых связок, и вибрация их на этих тонких концах. Все равно мало что понятно, но суть физиологических изменений не сильно важна для самого пения.
Перейдем к животрепещущему вопросу: как петь фальцетом?
Может ли быть умение петь фальцетом от природы? Ответ — может. Может ли не быть умения петь фальцетом? Ответ – может. В общем, все возможно, и то, как же вам петь фальцетом, целиком и полностью зависит от ваших индивидуальных особенностей, но несколько общих техник все же имеется.
Сразу скажу, что фальцет и головной голос — разные вещи. Хотя обе эти техники относятся к высоким нотам, путать их не стоит. Однако говоря о фальцете, мы все же чаще всего хотим сделать его головным, потому что фальцет – это по-прежнему лишь способ окраски голоса. А головной голос – это уже профессиональная техника пения. О том, что такое головной голос, мы поговорим в следующих статьях.
Чтобы начать петь фальцетом, необходимо время и постоянные тренировки. В первую очередь, как и с обычным пением, вам потребуются тренировки дыхания. Когда вы научитесь дышать животом и будете вдыхать достаточно много воздуха, можете приступать к пению.
Как петь фальцетом? Начинать петь фальцетом следует постепенно. Начните с простого исполнения высоких нот, старайтесь с каждым разом хоть немного, но делать звук выше. Помните, что природная особенность фальцета состоит в том, что голос переходит от тона к тону не плавно, а скачкообразно. Скрыть эти скачки дело непростое и требующее много времени, а избавиться от них и вовсе невозможно. Так что не расстраиваетесь, если не получается плавный переход между нотами.
Чтобы убедиться, что вы поете фальцетом, положите руку на грудь и прислушайтесь к ощущениям во время пения. Если вы чувствуете, что ваша грудь вибрирует, значит это не фальцет, а ваш обычный голос. Во время пения в данной технике, звук должен вибрировать в голове.
Чтобы тренировать свой фальцет, вы можете исполнять подходящие для этого партии из различных жанров, а так же слушать фальцет в вокале эстрадных певцов. Удачи с тренировками!
Автор: Ольга Зернова
Примечание Алены Войс:
Чтобы не быть голословными, добавим пару видео-демонстраций. В этом видео вокалист быстро, но понятно показывает, как звучит фальцет.
А в этом видео певец очень красиво исполняет фальцетом оперное произведение. Впечатляет!